Статьи

29.08.2008

От специализированных АРМов к ЭСРН

Опыт внедрения Электронного Социального Регистра Населения в Саратовской области

К моменту внедрения ЭСРН в министерстве здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области действовали несколько АРМов по подготовке данных на получателей мер социальной поддержки (МСП). Каждый комплекс выполнял свою задачу. Взаимодействия между комплексами не было. Не буду перечислять все недостатки такой организации работ – вот только два из них:

  • Невозможно получать сводные отчеты по всем или по части получателей МСП
  • Дублирование информации и невозможность комплексного подхода к обслуживанию получателя МСП.

Наша задача была конвертировать данные из разрозненных АРМов в единую базу данных ЭСРН. Мы понимали, что процесс внедрения ЭСРН будет достаточно длительный, с доработками и поэтому конвертацию данных придется делать не однократно, значит нам необходим механизм конвертации данных.

Проанализировав различные варианты решения задачи, мы решили загружать данные из АРМов непосредственно в формат базы данных ЭСРН на MSSQL, минуя различные промежуточные форматы.

Для решения данной задачи у нас были специалисты хорошо знающие инструментарий АРМов и MSSQL. Форматы данных АРМов нам предоставили сотрудники министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, структуру данных ЭСРН – сотрудники компании Систематика.

В итоге нами был разработан комплекс программ по конвертации данных из старых АРМов в базу данных ЭСРН.

В процессе разработки нами были решены следующие проблемы:

  • Проблема идентификации получателя МСП; В старых АРМах получатель мог присутствовать сразу в нескольких базах. Наша задача была идентифицировать получателя и собрать все данные о нем в единое место.
  • Проблема единообразной почтовой адресации;
  • Идентификация типов документов; В каждом АРМе использовался свой справочник документов, иногда и названия документов различались. Необходимо было привести все это к единообразию.
  • Отсутствие значимой для ЭСРН информации в АРМах;
  • Неустоявшаяся структура базы данных ЭСРН;

Все эти проблемы были успешно решены в процессе создания комплекса конвертации данных из старых АРМов в базу данных ЭСРН.

Следующая наша задача была – непосредственная установка и настройка ЭСРН на местах в районах Саратовской области и в г.Саратове.

Очевидно, что внедрить такую большую систему одномоментно невозможно, поэтому процесс внедрения был разделен на этапы.

На первом этапе были выбраны три пилотных района области. В выборе большую роль сыграла географическая близость районов, квалификация персонала и готовность руководства районов взять на себя дополнительную нагрузку по работе с новым программным комплексом (первым всегда сложнее).

Когда стало понятно, что программный комплекс выполняет все свои функции и практически готов к эксплуатации, начался второй этап внедрения (пробная эксплуатация). На данном этапе необходимо было установить ЭСРН на рабочих местах во всех муниципальных образованиях Саратовской области.

К сожалению, на этапе заключения договора между компанией Систематика и министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области на обучение персонала было заложено слишком мало денежных средств. И, к моменту пробной эксплуатации на местах, лишь в десяти из почти сорока районов были специалисты, прошедшие обучение и готовые к работе с программным комплексом.

Чтобы решить эту проблему нами, совместно с министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области для поездок в районы были созданы смешанные рабочие группы, в которые входили как специалисты Трайтек, так и специалисты управления компьютерных технологий министерства. Специалисты Трайтек обеспечивали транспорт и установку ЭСРН, а специалисты министерства проводили обучение персонала на местах. Правда из-за этого мы теряли в темпе установки ПО в районах.

На данный момент обстановка нормализовалась. Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области организовали у себя учебный класс и обучают пользователей как своими силами, так и с привлечением специалистов компании Трайтек.

На реализацию второго этапа у нас ушло примерно 45 календарных дней.

Повторная установка

На третьем этапе мы планируем обновить ПО в районах, провести конвертацию баз данных и подключить к ЭСРН. С этого момента районы будут полностью готовы к вводу ЭСРН в эксплуатацию. Программный комплекс конвертации данных из старых АРМов позволяет проводить конвертацию как в районах, силами местных специалистов, так и в министерстве здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области на оборудовании управления компьютерных технологий.

Поскольку конвертация данных требует достаточно больших ресурсов, прежде всего временных, то вполне вероятно, что какая то часть районов проведет эту работу самостоятельно на своем оборудовании и силами своих специалистов.

Проблемы

Площадь Саратовской области – более 100 тыс. кв.км – это больше двух Голландий. Дальние муниципальные образования расположены в 300 – 350 км от областного центра. Чтобы реализовать проект в сжатые сроки при таких расстояниях мы решили воспользоваться не общественным рейсовым транспортом, а транспортом компании. Это увеличило стоимость, но позволило завершить второй этап в сжатые сроки.

Хочется подчеркнуть еще один важный момент. Ко времени установки программного комплекса ЭСРН в районах уже должен быть закуплен лицензионный MSSQL сервер. Благодаря усилиям УКТ министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области большинство районов справилось с этой задачей, но в некоторых районах все же MSSQL отсутствовал. Чтобы решить проблему и дать возможность этим районам участвовать в пробной эксплуатации ЭСРН мы устанавливали им MS SQL Express. Это бесплатная версия MSSQL, предназначенная для тестирования или опробования приложений. Она имеет урезанный функционал, сложнее в настройке, но в целом позволила до приобретения лицензионной версии MSSQL опробовать в работе ЭСРН.

Большой проблемой является недостаток квалификации персонала. О необходимости большего и лучшего обучения программному комплексу ЭСРН я уже говорил. Но необходимы специалисты и другого профиля – системные администраторы. Эти специалисты играют большую роль в обеспечении работоспособности комплекса, поддержки коммуникаций, восстановление при сбоях и поломках.

На мой взгляд, обучению этих специалистов также необходимо уделить большое внимание.

Опыт взаимодействия министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, компании Систематики и компании Трайтек.

Поскольку в данной части проекта принимали участие три стороны – это компания Систематика, компания Трайтек и министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, то для успешной его реализации необходимо было общее эффективное взаимодействие всех сторон.

Я рад что у нас установились неформальные отношения как со специалистами управления компьютерных технологий министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, так и со специалистами компании Систематика. Это, на мой взгляд, существенно упростило процесс внедрения ЭСРН на всех этапах.

Очень важно, что специалисты и руководство УКТ заняли активную позицию, а не стояли в качестве сторонних наблюдателей. Неоценимый вклад внесли специалисты УКТ в подготовку программы конвертации данных. Они являлись фактически носителями прежних технологий назначения и выплаты МСП и, я считаю, надо находить формы привлечения таких специалистов к работе над новыми продуктами.

Поскольку при написании программ конвертирования данных из прежних АРМов в ЭСРН, сам ЭСРН также дорабатывался, менялась структура данных, необходимо было разработчиков конвертора своевременно обеспечивать информацией об изменениях со стороны команды разработчиков ЭСРН. На мой взгляд, очень полезным был бы журнал изменений БД.

При составлении графиков поездок необходимо обеспечивать координацию между принимающей стороной и специалистами приехавшими устанавливать ЭСРН. Необходимо обеспечить готовность сопутствующего программного обеспечения. Эту часть также на себя взяло и успешно справилось УКТ.

Хотелось бы отметить еще один важный момент. Никаким договором невозможно предусмотреть все жизненные ситуации. Может возникнуть потребность в дополнительных работах, или наоборот какие – то вещи становятся неактуальными.

Как пример можно привести ситуации когда нам приходилось неоднократно вносить изменения в конвертор уже после окончания действия договора и подписания актов. Это было связано с тем, что ЭСРН развивается и модернизируется его база данных.

Другой пример – нам необходимо было сменить уже утвержденный график поездок по районам в связи с предстоящим выходом новой версии ЭСРН. В некоторые районы приходилось ездить по нескольку раз, хотя запланирована была только одна поездка.

Все эти вопросы мы быстро решали, поскольку между специалистами наших организаций были установлены неформальные партнерские отношения.

Елисеев И. Е. Компания “Трайтек”, г. Саратов.


Вернуться в список новостей