Статьи

28.08.2008

КР №75 "C IT "на борту""

Не секрет, что в советское время основными "спонсорами" разработок новых технологий были военные. Дикий рынок и тотальная конверсия, захлестнувшие Россию в начале девяностых, чуть было не уничтожили и наш ВПК...

О сегодняшнем дне одного из опытных конструкторских бюро "КР" побеседовал с заместителем начальника отдела программно-математического обеспечения Саратовского ОАО "КБ промышленной автоматики" Михаилом Шимановичем КОВАДЛИНЫМ.

КР. Михаил Шиманович, несколько слов об отделе, предприятии в целом...

М.К. Предприятие занимается разработкой автоматических систем управления и пилотажных комплексов различных летательных аппаратов с 1947 года. За этот период прошло сложный путь развития и к началу 90-х годов стало одним из лидирующих предприятий по созданию систем автоматического управления вертолетами.

В 1995 году предприятие стало открытым акционерным обществом, которое возглавил генеральный директор Владимир Александрович Чернышкин. Ему удалось не только сохранить основные кадры и тематику предприятия, но и выйти на новый уровень разработок.

Сегодня мы являемся основным разработчиком бортовых комплексов для вертолетов, некоторых самолетов местных воздушных линий (МВЛ) и беспилотных летательных аппаратов. Активно сотрудничаем с ведущими КБ страны (ОКБ Камова, Миля, Ильюшина), которые являются нашими основными заказчиками, сотрудничаем с Ростовским авиастроительным заводом и другими авиационными заводами. Входим в холдинговую компанию "АВИАПРИБОР-ХОЛДИНГ" с головным институтом в Москве.

Деятельность разработчиков нашего предприятия можно разделить на три направления: разработка собственно бортовых комплексов, бортовой электронной аппаратуры и разработка ПО для всей электроники, которую мы сами и создаем. Помимо разработки ПО, приходится заниматься его сертификацией, что само по себе представляет огромные трудности, так как программа считается написанной не тогда, когда работает и полностью отлажена, а когда она сопровождена всей необходимой документацией.

КР. Какое место занимает автоматизация в процессе производства?

М.К. Накопленный опыт, а также применяемые средства автоматизации позволяют нам создавать первый вариант комплекса примерно за год. Причем под автоматизацией здесь следует понимать автоматизацию отработки принимаемых решений. Мы стараемся вырабатывать общие концепции, но бортовые комплексы по-своему уникальны, и для каждого случая приходится придумывать все заново. Поэтому основные средства автоматизации, которые мы используем - это принципы и технологические подходы к разработке таких комплексов.

Производство у нас фактически штучное, и автоматизировать его очень сложно. Здесь, скорее, можно говорить о применении средств вычислительной техники для разработки, производства и испытания изделий, которые мы создаем.

Наша локальная сеть, охватывающая около 200 компьютеров, как бы подразделяется на две: экономическую, где была внедрена автоматизация бухгалтерского учета на основе программного пакета "1С:Предприятие", адаптированного под нашу бухгалтерию специалистами УЦ "Трайтек", и сеть разработчиков, которая позволяет более быстро и эффективно вести разработки изделий.

К сожалению, сейчас нет полностью автоматизированного документооборота. Подходящего коробочного решения мы не нашли, а разрабатывать его самим - слишком долго и дорого. Поэтому нашими программистами были созданы собственные средства, упрощающие нашу жизнь.

Одним из наиболее автоматизированных направлений разработки является конструкторское проектирование. Это прежде всего CAD-системы, включая большую инженерную машину Хегох. Но это лишь инструменты: все изобретения и решения рождаются в головах наших сотрудников.

В авиастроении существует понятие конуса разработки, где в основании лежит вся теоретическая и исследовательская работа: построение и расчет моделей, проектирование, программирование, тестирование и т. д. По мере "созревания" проекта некоторые решения отпадают - конус сужается. Задача разработчиков - подойти к самой дорогостоящей части разработки - летным испытаниям - с минимальным количеством вариантов, требующих проверки. И одну из главных ролей здесь играют технологии разработки и вычислительная база предприятия.

Я считаю, что мерой автоматизации нашего производства является количество вычислительной техники, которую мы применяем. Чем шире используем возможности современных технологий, тем больше избавляем людей от рутинной работы, исключаем влияние человеческого фактора на реализацию проектов.

Нельзя не упомянуть о нашем давнем партнере - компании "Трайтек", которая поставляет нам как обычные, так и промышленные компьютеры требуемой комплектации, осуществляет поддержку CAD-систем и оказывает сервисные услуги по всему поставленному оборудованию и ПО.

КР. Молодым специалистам нужны перспективы. Есть ли они?

М.К. Проблема финансирования, в частности, новых разработок - наиболее острая для многих предприятий.. И мы не исключение. Непросто получить госзаказы, касающиеся модернизации устаревших моделей самолетов и вертолетов, в конкурентах у нас ведущие КБ страны. Однако участвуем во многих тендерах, конкурсах, кроме того, находим альтернативные тематики для разработок.

КР. А у Вас есть любимый проект?

М.К. Это проект, над которым мы сейчас работаем. Будем завтра работать над другим - любимым станет он.

Беседовал Дмитрий ПЧЕЛИНЦЕВ

опубликовано в IT-издании "Компьютерные решения" №75


Вернуться в список новостей